Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже - это сложный процесс и именно поэтому помочь первокурснику взрослеть, особенно тем, кто в этом нуждается, в первую очередь может помочь, психолог или педагог - психолог, и конечно же куратор.Во внимании и доверительной беседе нуждаются, прежде всего, те, кто испытывает трудности адаптации и по своим личностным, характерологическими особенностями склонен к рискованному поведению.
Сигналом необходимости оказания психологической поддержки должны служить признаки утраты эмоционального благополучия, как в учебе, так и в общении. Оказать психологическую поддержку студенту, находящемуся в затруднительном положении, означает:
- Снять беспокойство, успокоить для того, чтобы человек смог анализировать и правильно оценить сложившуюся ситуацию, но это возможно лишь после того, как он справится со своими переживаниями;
- Доверительный разговор о проблемах студента. В ходе разговора недопустимо использовать запугивание и оскорбления, провоцирующие к большему намерению действовать деструктивным образом;
- Не подавлять - ни силой, ни авторитетом, ни знаниями, ни умениями, ни возрастом. Нужно показать студенту, что куратор вместе с ним, а не против него;
- Ориентироваться на возможности студента;
- В отношениях со студентом, куратор должен стараться не навредить ему.
- Использовать критику только по отношения к действиям, способам выполнения задания, а не применять ее к личности. Сфера поведения, суждений, отношений - это личностная сфера;
- В ходе разговора, педагог, должен уметь снимать ощущение безысходности, используя для этого приемы планирования, или побуждение к словесному оформлению и проговариванию планов предстоящих действий;
- При беседе, куратор должен показать, что он в состоянии помочь студенту.
В процессе психологического сопровождения, необходимо, относиться положительно и объективно к любому студенту, так как отношение является нормализующей сферой взаимодействия. В студенческом возрасте особенно важно для самореализации удовлетворение потребности в уважении и самоуважении. Человек благополучен, если он уверен в себе, эмоционально стабилен, не омрачен тяжелыми переживаниями .
Адаптация студента начинается с включения его в единое пространство колледжа, специальности, что становится возможным благодаря, формированию уже в первые месяцы обучения индивидуального коммуникативного пространства и, прежде всего, внутри учебной группы. Характер межличностных отношений, складывается с преподавателями и одногруппниками, влияет на адаптационные возможности студента. установившейся контакт с группой и преподавателями является показателем успешной адаптации.